• SHIVALOKA

ДВЕНАДЦАТЬ САМОПРОЯВЛЕННЫХ ОБРАЗОВ ГОСПОДА ШИВЫ

English edition by Dr. S.P. Bhagat;

перевод с английского: «Шивалока»

Оригинал (english original)


по материалам «Шатарудра-Самхиты»

и «Котирудра-Самхиты» «Шива-Махапураны»



Двенадцать джйотирлингамов

Расположение 12-ти джйотирлингамов.

Описывая двенадцать самопроявленных лингамов, Сута сказал мудрецам: «Существует двенадцать джйотирлингамов:

  1. Соманатха в Саураштре,

  2. Малликарджуна в Шри Шайле,

  3. Махакала в Удджайне,

  4. Амарешвара в Омкаре,

  5. Кедара в Гималаях,

  6. Бхимашанкара на берегу реки Бхима,

  7. Вишванатха в Каши,

  8. Трйямбакешвара на берегу реки Гаутами,

  9. Вайдьянатха в Читабхуми,

  10. Нагеша, расположенный между Дарукавана-дварикой и Бхета-дварикой,

  11. Рамешвара в Бетубандхе,

  12. Гхушмеша в Шивалайе.


Эти двенадцать джйотирлингамов, что были упомянуты выше, считаются самыми священными. Преданный, посещающий любое из этих мест и поклоняющийся Шиве, все свои желания исполняет.


Считается, что из этих двенадцати джйотирлингамов Соманатха-джйотирлингам уничтожает печали Сомы. Преданный, который поклоняется этому джйотирлингаму, исцеляется от неизлечимых болезней, таких, как проказа и т.п., наслаждается всевозможными мирскими удовольствиями и достигает Освобождения.


Подобным же образом лицезрение Малликарджуны помогает преданному исполнить все его желания.


Лицезрение Махакалы в Удджайне помогает преданному исполнить все виды желаний и достигнуть Освобождения.


Точно так же, если преданный просто прикасается к Омкара-лингаму, тогда он достигает желаемых результатов.


Кедара-лингам расположен в Гималаях и считается особо священным.


Господь Шива принял Своё шестое воплощение как Бхима-Шанкара, чтобы убить демона Бхиму. Это воплощение Шивы произошло в месте под названием Камарупа в Ассаме.


Седьмым воплощением Господа Шивы был Вишванатха в Каши. Этот джйотирлингам считается весьма священным, исполняющим все желания человека.


Своё восьмое воплощение Господь Шива принял на берегу реки Гаутами по просьбе мудреца Гаутамы. Этот джйотирлингам также считается очень священным и исполняющим все желания человека.


Девятым воплощением Шивы был Вайдьянатха в Деогхаре в Бихаре. Этот джйотирлингам был установлен царём демонов Раваной. Преданный, который поклоняется этому джйотирлингаму, достигает исполнения всех своих желаний. Поэтому он также известен как Каманалингам. Преданные приносят священную воду Ганги из Султанганджа и омывают лингам Вайдьянатха в месяцы Шравана и Бхадрапакша индуистского календаря.


Господь Шива принял Своё десятое воплощение для убиения демона Даруки, обитавшего в лесу Дарука. Преданного, поклоняющегося Нагеша-лингаму, никогда не постигнут несчастья.


Одиннадцатым воплощением Господа Шивы был Рамешвара-лингам. Этот лингам был установлен Шри Рамой во время строительства моста через море. Лицезрение этого джйотирлингама дарует как мирские наслаждения, так и Освобождение.


Своё двенадцатое воплощение Господь Шива принял как Гхумешвара после того, как был удовольствован Гхушмой - женой Сумедхи. Лицезрение этого джйотирлингама помогает преданному исполнить все его желания.


Все вышеозначенные двенадцать джйотирлингамов являются весьма священными и даруют преданным достижение всех совершенств». (ШРС_42)


1. Соманатха

Прабхас Патан, Саураштра, шт. Гуджарат, Индия.

У Сомы (бога Луны) было двадцать семь жён, одной из которых была Рохини. Сома очень сильно любил Рохини, что заставляло остальных его жён сильно ревновать и злиться. Они пошли к своему отцу, Дакше, и пожаловались на поведение Сомы.


Дакша же, придя к Соме, порекомендовал тому уделять надлежащее внимание всем своим жёнам. Но это не возымело никакого эффекта, и Сома продолжал обращаться с Рохини по-особому.


Когда Дакша узнал об этом, он очень разгневался. Он проклял Сому, дабы стал тот слабеющим и лишённым сияния. Тогда Сома отправил богов к Господу Брахме, чтобы просить о помощи. Сперва Господь Брахма очень рассердился на Сому, но спустя какое-то время смягчился и сказал божествам, что Сома может быть освобождён от проклятия, если он, перейдя в местность Прабхаса, будет повторять махамритьюнджая-мантру.


Сома отправился в район Прабхаса и повторял махамритьюнджая-мантру, сидя в одной позе, миллион раз. Господь Шива предстал перед ним и предложил ему испросить всё, что он пожелает.


Сома попросил Господа Шиву освободить его от проклятия, наложенного на него Дакшей. Господь Шива сказал Соме, что слова Дакши никогда не могут быть неверны. Однако он благословил Сому, сказав, что во время тёмной половины месяца он будет уменьшаться и слабнуть из-за проклятия Дакши, но во время светлой половины месяца он будет восстанавливаться из-за Его (Шивы) благословения. Господь Шива также пообещал Соме, что Он вместе с Парвати будет присутствовать рядом с ним.


Таким образом Господь Шива утвердился как Соманатха. Божества соорудили кунду (водоём), названную Чандракундой. Считается, что Сома освободился от проклятия, совершив омовение в этой кунде. (КРС_14)


Нерукотворные лингамы (1 - Соманатха)

fullscreen


2. Малликарджуна

Карнулу, шт. Гуджарат, Индия.

Однажды по наущению мудреца Нарады Картикея отправился на гору Краунча, дабы предаться аскезе. Шива и Парвати не могли долго терпеть боль от разлуки с ним и отправились на гору Краунча, чтобы повидать его.


Когда Картикея увидел, что Они приближаются, он перебрался в другое место. Когда Господь Шива увидел это, Он утвердился там в форме джйотирлингама, который позже стал известен как Малликарджуна-джйотирлингам. (КРС_15)


Нерукотворные лингамы (2 - Малликарджуна)

fullscreen


3. Махакалешвара

Махакала, Удджайн, шт. Мадхья-Прадеш, Индия.

Некогда в Авантикапури жил брамин. Он был страстным почитателем Господа Шивы и ежедневно Ему поклонялся.


У этого брамина было четыре сына, которых звали Деваприя, Медхаприя, Сукрита и Дхармабаху. По благословению Господа Шивы брамин тот наслаждался очень счастливой и благоустроенной жизнью. После его смерти один из его сыновей продолжил традицию поклонения Шиве.


Там была гора под названием Ратнамала, на которой обитал демон по имени Душана. Будучи опьянённым дарами, полученными им от Господа Брахмы, он изводил всех людей. Вся близлежащая местность находилась тогда под его контролем, за исключением дома, в котором жила семья браминов.


Душана приказал своим собратьям-демонам схватить брамина и привести к нему. Все демоны отправились в Авантикапури и создали там хаос. Они пошли к браминам и сказали им о приказе Душаны. Но брамины в тот момент были заняты поклонением, и потому не услышали их слов. Брамины продолжали своё поклонение. Демоны очень разозлились и попытались напасть на них.


Внезапно с ужасающим громким звуком раскололась земля, из трещин возник Господь Шива и умертвил всех демонов. Затем Он отправился на гору Ратнамалу и убил там Душану, после чего снова вернулся к браминам и изъявил желание исполнить их просьбы. Брамины выразили желание обрести освобождение от рабства этого мира, а также попросили Господа Шиву остаться в том месте. Господь Шива внял их прошенью и утвердился там в форме Махакалешвары. (КРС_16-17)


Нерукотворные лингамы (3 - Махакалешвара)

fullscreen


4. Омкарешвара

Остров на реке Нармада, шт. Мадхья-Прадеш, Индия.

Однажды Нарада-муни отправился повидать гору Виндхья. Виндхья был очень заносчив в своём поведении. Нарада сказал ему, что гора Сумеру был даже больше него, и поэтому его ложная гордость не имела под собой оснований.


Виндхья стал очень удручён и подавлен. Он отправился в Амарешвар и, изготовив из земли лингам, начал поклоняться Шиве. Господь Шива был очень доволен его аскезой. Он предстал перед Виндхйей и благословил его. Через некоторое время мудрецы тоже прибыли туда и почитали Шиву. Они попросили Господа Шиву навсегда остаться в том месте, и Господь Шива утвердился там как Парамешвара-лингам. Один шивалингам уже существовал в Амарешваре, который стал известен как Омкарешвара. (КРС_18)


Нерукотворные лингамы (4 - Омкарешвара)

fullscreen


5. Кедарнатха

Кедарнатх, шт. Уттаракханд, Индия.

Два воплощения Господа Вишну по имени Нара и Нараяна предавались аскезе в Бадарикашраме. Оба они ежедневно почитали изваяние Шивы. Господь Шива обычно приходил в Своей тонкой, незримой форме и принимал их подношения, оставаясь незамечаемым ими.


Однажды Господь Шива предстал перед ними явно. Нара и Нараяна воздали Ему хвалу и попросили остаться в этом месте навсегда. Господь Шива исполнил их просьбу и утвердил Себя там как Кедарешвара-джйотирлингам. (КРС_19)


Нерукотворные лингамы (5 - Кедарнатха)

fullscreen


6. Бхимашанкара

Бхимашанкар, шт. Махараштра, Индия.

Бхима - демон, сын Кумбхакарны и Каркати. После того, как Кумбхакарна был убит Шри Рамой, Каркати с Бхимой отправились жить на гору Сахья.


Когда Бхима подрос, он спросил Каркати о своём отце, и когда та сказала ему, что его отец был убит Рамой, Бхима поклялся отомстить за смерть своего отца. Он совершил выдающуюся аскезу, чтобы угодить Господу Брахме. Брахма предстал перед ним и благословил его, наделив неодолимой мощью и силой.


Затем Бхима изгнал богов с небес. Он направился в Камарупу, победил в битве тамошнего царя и, захватив его, бросил в тюрьму. Беспомощный царь проводил всё своё время, повторяя мантру ОМ НАМАХ ШИВАЙА. Жена же его ради освобождения царя поклонялась земляному лингаму Шивы.


Все божества отправились на берег реки Махакеши и поклонялись земляному лингаму Господа Шивы. Господь Шива явился тогда перед ними и заверил их, что конец Бхимы уже близок.


Господь Шива в сопровождении Своих ганов пошёл к царю, которого держал в плену Бхима. Все они ожидали подходящего времени для того, чтобы убить Бхиму.


Тем временем кто-то дал знать Бхиме, что пленный царь в тюрьме поклоняется Шиве с намерением убить Бхиму.


Бхима прибыл в то место тюрьмы, где царь поклонялся партхива-лингаму Господа Шивы и, насмехаясь над Шивой, ударил шивалингам своим мечом.


В тот же миг появился Господь Шива. Меж ними разгорелась жестокая битва, которая продолжалась долгое время. Нарада-муни попросил Господа Шиву убить Бхиму как можно скорее.


Своим громогласным рёвом Господь Шива произвел огонь. За очень короткое время огонь распространился по всему лесу. Все демоны, включая Бхиму, были сожжены и погибли. Боги и мудрецы прибыли туда и попросили Господа Шиву остаться там. Господь Шива исполнил их просьбу, утвердившись там в форме Бхимашанкара-джйотирлингама. (КРС_20-21)


Нерукотворные лингамы (6 - Бхимашанкара)

fullscreen


7. Каши-Вишванатха

Варанаси, шт. Уттар-Прадеш, Индия.

Желая даровать освобождение живым существам этого мира, Господь Шива удержал некоторую часть земли на Своём трезубце, отделив её от остальной части творения Брахмы. Название этого священного места - Маникарника. Шивалингам, называемый Авимукта, был установлен самим Господом Шивой. Позднее это священное место было низведено с трезубца и укоренено на земле Шивы. Это священное место паломничества со временем стало называться Каши, а шивалингам - Авимукта Вишвешвара (или Вишванатха). (КРС_22-23)


Нерукотворные лингамы (7 - Каши-Вишванатха)

fullscreen


8. Трйамбакешвара

Трйамбакешвар, шт. Махараштра, Индия.

В стародавние времена жил прославленный мудрец по имени Гаутама. Его жену звали Ахилья. Однажды случилось так, что дождя не было в течение сотни лет, в результате чего весь регион был поражён засухой.


Мудрец Гаутама совершил грандиозную аскезу, чтобы удовлетворить Варуну. В итоге Варуна предстал перед Гаутамой, и тот попросил его вызвать дождь. Но Варуна заявил о своей неспособности это сделать. Для того, чтобы его желание могло быть исполнено, он порекомендовал Гаутаме угодить Господу Шиве. Потом Варуна приказал Гаутаме выкопать яму, которую он (Варуна) наполнил потом водой и благословил Гаутаму, сказав, что пруд этот никогда не пересохнет. Мудрецы, которые когда-то покинули это место, вновь возвратились в эти края. Все стали довольны и счастливы.


Как-то раз мудрец Гаутама велел своим ученикам принести немного воды из того пруда. Когда ученики прибыли туда, они обнаружили, что на берегу пруда присутствуют жёны многих из мудрецов. Жёны мудрецов не позволили им набрать воды, а стали вместо этого укорять и ругать их. Ученики вернулись обратно в хижину и рассказали обо всём произошедшем мудрецу Гаутаме.


Ахилья, успокоив разозлённых учеников, сама отправилась к пруду, чтобы принести воду. С этого дня это стало обыденностью. Однажды Ахилья повстречала на берегу пруда жён мудрецов. Те пытались помешать ей набрать воды. Более того, они, возвратившись каждая в свою хижину, пожаловались своим мужьям. Все мудрецы весьма рассердились.


Мудрецы почтили Господа Ганешу, чтобы угодить ему, и когда Ганеша явился, они попросили его прогнать Гаутаму из этого места. Сначала Ганеша не хотел выполнять их требование, но они продолжали настаивать, и он, в конце концов, согласился.


Ганеша зашёл на поле, где Гаутама выращивал ячмень, и принял облик коровы, пасущейся там и поедающей урожай ячменя.


Когда Гаутама увидел корову, поедающую урожай, он попытался прогнать её с поля, ударив травой по спине. Фальшивая корова мгновенно умерла. Гаутама был очень опечален тем, что сделал. Тем временем все мудрецы изо всех окрестностей прибыли туда и заставили Гаутаму немедленно покинуть то место из-за того, что он совершил тяжкий грех убийства коровы.


Гаутама покинул то место и устроил свою хижину неподалёку оттуда. Однажды он пришёл к мудрецам и спросил их о том, как бы он мог искупить свой грех. Мудрецы сказали ему, что грех его может быть искуплен только тогда, когда он трижды обойдёт вокруг всей земли, постоянно произнося: «Я убил корову». Они также сказали, что после этого ему придётся в течение месяца совершать аскезы.


«Если же это тебе не под силу, то тогда тебе придётся сделать так, чтобы сама Ганга явилась сюда, и совершить омовение в её водах. В противном же случае тебе придётся почтить триста тысяч земляных лингамов. Только тогда ты сможешь обрести освобождение от греха убийства коровы», - молвили мудрецы.


Гаутама изготовил из земли лингамы и начал поклоняться им. Господь Шива был очень доволен его преданностью и явился пред ним. Мудрец Гаутама попросил Господа Шиву освободить его от греха убийства коровы, а также явить поток реки Ганги в этом месте.


Господь Шива изо всех сил пытался донести до него, что он невиновен, а истинными виновниками были те нечестивые мудрецы. Но Гаутаму это не убедило. Наконец, Господь Шива приказал Ганге явиться в облике женщины. Гаутама восславил Гангу. По благословению Господа Шивы он был освобождён от своего греха убийства коровы. После этого Ганга изъявила желание вернуться обратно, но Господь Шива попросил её оставаться на земле до двадцать восьмой манвантары. Ганга согласилась сделать это, но при условии, что Господь Шива вместе с Парвати тоже останется на земле. Тогда Господь Шива утвердил Себя как Трйамбакешвара-джйотирлингам, а протекающая там Ганга стала известна как Гаутами Ганга. (КРС_24-27)


Нерукотворные лингамы (8 - Трйамбакешвара)

fullscreen


9. Вайдьянатха

Джаркханд, окр. Деогхар, Индия.

Царь демонов Равана совершил невероятнейшую аскезу, чтобы удовлетворить Господа Шиву и получить от Него дар. Когда ж Господь Шива так и не появился даже после столь суровой его аскезы, он начал одну за другой предлагать Господу Шиве свои головы в качестве подношения. Таким образом он отрубил девять своих голов и предложил их Шиве. И в тот самый момент, когда он уже собирался отсечь свою последнюю оставшуюся голову, перед ним возник Господь Шива. Он благословил Равану, наделив того беспримерной силой и властью. Также Господь Шива вновь сделал его десятиглавым демоном.


Но Равана удовлетворён не был. Он попросил Господа Шиву отправиться вместе с ним на Ланку. Тогда Господь Шива дал Раване шивалингам, но предостерёг от того, чтобы ставить его на землю, ибо в таком случае никакая сила в мире не сможет поднять этот лингам оттуда, куда он был поставлен.


Равана ушёл вместе с шивалингамом. По дороге ему сильно захотелось помочиться. Равана отдал подержать этот шивалингам мальчику-пастушку и пошёл по нужде. Какое-то время пастушок держал шивалингам, но со временем он стал ощущать, что шивалингам становится всё тяжелее и тяжелее. Он не мог выдерживать вес шивалингама слишком долго и поставил его на землю. Когда Равана вернулся, он очень расстроился, увидев шивалингам на земле. Он знал, что теперь было невозможно поднять его с того места. Равана установил там шивалингам, который стал известен как Вайдьянатха-джйотирлингам. (КРС_28)


Нерукотворные лингамы (9 - Вайдьянатха)

fullscreen


10. Нагешвара

Дарука-вана, Дварака, шт. Гуджарат, Индия.

В древние времена жил демон по имени Дарука. Именем же его жены было Дарукá. Они причиняли мучения людям, жившим в том регионе. Жители этой местности пошли к мудрецу Аруше и, поведав тому о своих несчастьях, попросили его положить конец этой напасти.


Аруша заверил их, что очень скоро их невзгоды закончатся. Затем он отправился совершать аскезу. Будучи удовлетворены его выдающимися аскетическими подвигами, боги предстали перед ним, и мудрец Аруша попросил их убить демонов.


Боги отправились биться с демонами. Демоны получили увечья и начали думать о том, как бы можно было спасти свои жизни. Дарукá, жена Даруки, получила дар от богини Парвати, из-за которого обрела беспримерную силу. Она унесла весь лес и поместила его посреди моря. Таким образом, демоны снова жили, не переживая по поводу угрозы нападения богов.


Однажды демоны увидели много плывущих по морю лодок, на борту которых было много людей. Демоны сделали всех тех людей пленниками. Там был человек по имени Суприя, который был великим преданным Господа Шивы. Он поклонялся Господу Шиве каждый день, хотя видел, что его держат в плену. Остальные люди тоже заразились его преданностью, и все начали поклоняться Господу Шиве. Так минуло шесть месяцев.


Как-то раз один демон увидел, что Суприя почитает изваяние Господа Шивы. Он тут же пошел к Даруке и донёс ему. Дарука был крайне взбешён. Он спросил Суприю, кому тот поклоняется. Суприя, по-прежнему всецело поглощённый своим поклонением, не дал никакого ответа. Это разъярило Даруку еще больше, и он попытался убить Суприю. Тогда появился Господь Шива и умертвил всех демонов.


Сердце Дарукѝ наполнилось горем от известия о смерти её супруга. Она отправилась к Парвати и рассказала Ей, как Господь Шива убил Даруку. Парвати встретилась с Господом Шивой, и оба Они решили защищать Своих преданных там, утвердившись вдвоём в этом месте. Так возник Нагешвара-джйотирлингам. (КРС_29-30)


Нерукотворные лингамы (10 - Нагешвара)

fullscreen


11. Рамешвара

Рамешварам, шт. Тамил Наду, Индия

После того, как Хануман доставил весть о том, что Сита была удерживаема в плену Раваной на Ланке, Шри Рама выступил в направлении Ланки с огромной армией. Достигнув морского побережья, он столкнулся с проблемой пересечения моря.


Шри Рама изваял земляной лингам Шивы и поклонялся ему. Господь Шива был очень доволен им и явился. Шри Рама попросил Его утвердиться в том земляном лингаме. Господь Шива дал на это Своё согласие. Так возник Рамешвара-джйотирлингам. (КРС_31)


Нерукотворные лингамы (11 - Рамешвара)

fullscreen


12. Гхушмешвара

Аурангабад (около Эллоры), шт. Махараштра, Индия.

Жил некогда брамин по имени Судхарма, принадлежавший к роду мудреца Бхарадваджи, и был он великим преданным Господа Шивы. Его женой была Судеха. У Судхармы не было сына.


Судеха же хотела иметь сына. Она говорила о своём желании Судхарме, но он не слушал её просьб. Однажды Судеха отправилась на прогулку в сопровождении своих спутников. Между делом меж ними завязалась ссора, и её спутники посмеялись над её безысходным положением. Судехе стало очень грустно. По возвращении в свою хижину она рассказала обо всём, что случилось, Судхарме.


Судхарма медитировал на образ Шивы и бросил два цветка в направлении своей жены. Он думал, что, если Судеха поднимет тот цветок, что он бросил своей правой рукой, то тогда непременно родится сын. Но если же она поднимет другой цветок, у неё не будет шансов родить сына. К сожалению, Судеха подняла цветок, который Судхарма бросил левой рукой.


Судхарма сказал своей жене, что та никогда не станет матерью. Он посоветовал ей посвятить свою жизнь преданности Господу Шиве. Когда Судеха узнала, что у неё нет шансов стать матерью, она настояла на том, чтобы её муж женился во второй раз, дабы он мог стать отцом. Но Судхарма отказался жениться вторично.


Судеха привела свою младшую сестру, Гхушму, в хижину, и выдала её замуж за нежелавшего того Судхарму. Гхушма оказалась очень верной женой и была занята служением Судхарме и Судехе. Она также ежедневно почитала земляной лингам Шивы.


По завершении поклонения она погружала земляной лингам в пруд. Таким образом, когда она выполнила почитание сотни тысяч земляных лингамов, Господь Шива благословил её рождением сына. Судхарма был чрезвычайно рад, но Судеха стала завидовать и ревновать к своей собственной сестре.


Когда же ребёнок вырос, он женился на красивой девушке из браминской касты. Гхушма велела невестке проявлять особую заботу и внимание к Судехе. Поэтому невестка занялась служением всем. Она уделяла особое внимание нуждам Судехи. Но всё же, несмотря ни на что, ревность Судехи не уменьшалась.


Однажды, охваченная чрезмерной злобой и ревностью, она убила сына Гхушмы, когда тот спал. Она расчленила его тело на много частей и бросила их в тот самый пруд, в который Гхушма погружала земляные лингамы.


Когда невестка заметила на кровати кусочек человеческой плоти, она заплакала и, отправившись к Гхушме, рассказала той обо всём. Услышав известие об убийстве своего сына, Гхушма тоже начала плакать. Судеха тоже притворно заплакала.


Туда прибыл Судхарма. И хотя сам он был до крайности опечален, он, тем не менее, велел Гхушме ежедневно совершать поклонение земляным лингамам, как обычно. Гхушма подчинилась распоряжению своего мужа. Она почтила земляные лингамы и отправилась к огромному пруду.


По благословению Господа Шивы её сын живым стоял на берегу пруда. Он подошёл к своей матери и сказал: «Мама! Я стал живым даже после своей смерти».


Гхушма всё ещё была поглощена мыслями о Господе Шиве, и потому она не могла слушать своего сына. Господь Шива явился и благословил Гхушму. Он также выразил желание наказать её злую сестру Судеху за её злодеяние, но Гхушма попросила Его простить ее. Помимо этого, она попросила Господа Шиву остаться там навсегда. Господь Шива удовлетворил её требование и утвердил Себя там в форме Гхушмешвара-джйотирлингама. Судхарма и Судеха прибыли в это место и почтили Господа Шиву. В итоге все они счастливо возвратились домой.


Этот джйотирлингам известен также как Дхушмешвара, Дхршмешвара и Гхршнешвара. (КРС_32-33)


Нерукотворные лингамы (12 - Гхушмешвара)

fullscreen

Условные обозначения:

  • ШРС - «Шатарудра-Самхита».

  • КРС - «Котирудра-Самхита».

  • цифры - номера глав.


ОМ ТАТ САТ

Просмотров: 71

© Powered by «Shivaloka»

  • Vkontakte - серый круг
  • Twitter
  • RSS - серый круг
  • Beatport - серый круг
  • =TV=
  • Instagram
  • Facebook - серый круг

индуизм, шиваизм, журнал