॥ ॐ नमः शिवाय ॥

ГОЛОДНЫЙ ДУХ ИЛИ БОЖЕСТВЕННАЯ ДУША?

ПОСМЕРТНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ

ШАЙВА-ТАНТРИЧЕСКИХ РИТУАЛАХ СМЕРТИ


Nina Mirnig, 2015

Перевод: shivaloka.info


 

english original:


 

ОГЛАВЛЕНИЕ:


Аннотация

Ранний тантрический шиваизм и доктрина Освобождения

Ритуалы смерти шайвы - усовершенствование существовавших практик

Шайва-ритуалы смерти

Погребальное посвящение: преодоление двух лиминальных фаз

Заключение: аскетические ценности в контексте домохозяев


 

Аннотация

Главная трудность, с которой приходится сталкиваться при изучении ритуалов древней Индии, состоит в том, что существует множество предписывающих текстов, которые говорят нам, как предположительно должны были выглядеть ритуалы, но мало описательных материалов, позволяющих реконструировать реальность их практики, вследствие чего без ответов остаются ключевые вопросы, такие как, насколько часто, как много, кем и по какой причине был совершаем обряд. Ввиду этого аналитическая работа либо ограничивается исследованием структуры ритуала как таковой, либо же обращается к более смыслоёмким толкованиям ритуалов, обосновывая аналитические данные теологическими концепциями, которые, согласно экзегетической литературе, предположительно, должны были быть задействованы в ритуалах. Поскольку сохранилось мало материальных свидетельств или описательной литературы, такие подходы также обычно применяются к сохранившимся текстовым материалам, касающимся древних ритуалов смерти (Von Hinueber 1992: 36). Помочь сформулировать оставшиеся незаданными важные вопросы касательно текста, дабы раскрыть аспекты социально-религиозного контекста, которые в предписывающей литературе в значительной степени от нас скрыты, может другая концептуальная линза. В этой работе, сосредоточенной на понятии «лиминал» (порог, переход) в контексте ритуалов смерти, я попытаюсь поставить проистекающие из концепции лиминальности вопросы к сохранившимся древним текстовым материалам, посвящённым тантрическим погребальным ритуалам религии шайва, индийской религиозной традиции, возникшей в период раннего средневековья (ок. 400 г. н. э.) и сосредоточенной на поклонении индуистскому богу Шиве как высшему божеству, составляющему сущность всего, что содержится во Вселенной.


Тантрические ритуальные практики характеризуются сопутствующими медитативными визуализациями, используемыми для отождествления себя с божеством при одновременном поклонении ему (Davis 1991). Основанные на этом ритуальном языке самоидентификации с Верховным Богом, сохранившиеся средневековые текстовые материалы о погребальных обрядах шайвы предписывают ритуальный цикл, пропитанный парадоксальными представлениями об онтологическом статусе души умершего.


Имеющиеся в этих материалах сведения предполагают, что она рассматривается одновременно как освобождённая сущность, утратившая свою индивидуальность и осознавшая свою божест