॥ ॐ नमः शिवाय ॥

  • SHIVALOKA.

САНСКРИТ. КРАТКИЙ ОБЗОРНЫЙ ОЧЕРК.

Введение

Ни для кого не секрет, что основой, своеобразным фундаментом, на котором зиждется практически вся современная общечеловеческая культура, является ни что иное, как речь, и, соответственно, язык. Более того, именно способность к владению языком, является тем фактором, который обособляет homo sapiens от всего множества биологических видов, населяющих нашу планету, и благодаря которому, homo (человек), именуется «sapiens» (разумный), ибо язык есть ни что иное, как манифестация разума. История возникновения этого явления уходит своими корнями в такое глубокое прошлое, которое не представляется ясно обозримым для современной науки. На этот счёт существует великое множество гипотез и теорий как сугубо научно-академических, так и религиозно-мифологических. Первые пытаются представить возникновение языка как закономерное следствие эволюционного процесса, в то время как последние утверждают, что язык, как явление, имеет божественное происхождение, и изначально был ниспослан человеку свыше в качестве средства коммуникации с Всевышним. Однако и те и другие сходятся во мнении, что изначально существовал некий общечеловеческий протоязык, который с течением времени претерпел весьма серьёзные изменения и разделился на всё то множество различных языков и их диалектов, которое мы имеем возможность наблюдать в настоящее время. Наиболее известным мифом на эту тему является хорошо известная всем библейская история о строительстве вавилонской башни, в которой утверждается, что от начала времён все люди говорили на одном языке, и что его разделение явилось следствием моральной деградации человечества. Кто-то может воспринимать эту историю буквально - как реально имевший место быть эпизод, кто-то - как аллегорическую интерпретацию длительных исторических процессов, однако ни та, ни другая специфика восприятия не отменяет положения о существовании в глубокой древности некоего всеобщего первоязыка. Здесь возникает естественный и резонный вопрос: что же это был за язык? Над ответом на этот вопрос уже не одно столетие бьются филологи и лингвисты, однако подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, согласно которому тем пресловутым первоязыком был не такой уж далёкий предшественник существующего и поныне языка, именуемого санскритом.

История

В настоящее время на большей части территории Индии говорят на языках, произошедших от одного языка, принесённого в Индию завоевателями с северо-запада более трех тысяч лет назад.¹ Вторгшиеся народы назывались на их собственном языке «арйа»; это слово употреблялось и как прилагательное, означавшее «знатный; благородный; достойный». За ними в Азии остались родственные народы, постепенно занявшие все Иранское нагорье и обширные пространства Центральной Азии. Эти народы называли себя тем же самым именем, на языке "Авесты" «аирйа», и от родительного падежа множественного числа этого слова образовалось, в конце концов, современное название государства Иран. В соответствии с этим употреблением термин «арийский» употребляется теперь как общее название этих народов и их языков, наряду с этим широко применяется также термин «индоиранский». Чтобы отличить индийскую ветвь от иранской, был создан термин «индоарийский», который в применении к языку покрывает все языки и диалекты, произошедшие из этого источника с самых давних времён до наших дней. Для классической формы древнего арийского языка грамматисты употребляли название «санскрит», (обработанный; литературный; правильный; выверенный) в противоположность «пракрит» (необработанный; естественный), как языку необразованных масс, - того же индоарийского происхождения, но подвергавшемуся постоянным изменениям и эволюционировавшему. Однако, помимо этого, в термине «санскрит» также скрыт намёк на термин «санскара», означающий способы достижения грамматического, а позже также и стилистического изящества, благодаря которым необработанный языковой материал, «пракрит», доводится до формального совершенства. Как термин для различения индоарийских и неарийских языков употреблялось прилагательное «арйа» - в противоположность «млеччха» (варварский).

Ранней формой санскрита был так называемый ведийский язык (или ведийский санскрит), хотя, иногда ведийский язык считают отдельным самостоятельным языком и противопоставляют классическому санскриту. Ведийский язык - это язык, на котором были созданы древнейшие литературные произведения человечества, а именно четыре Веды: «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхарваведа». Время, в которое были сделаны первые записи этих текстов («Ригведы»), датируется примерно V веком до нашей эры. Ведийский язык соотносится с классическим санскритом примерно так же, как язык Гомера соотносится с классическим греческим. Его грамматика очень сложна и содержит множество форм, впоследствии вышедших из употребления. Важной его отличительной особенностью является музыкальное ударение, благодаря которому ведийский язык является очень звучным и достигает максимально яркой выразительности. Кроме того, помимо своей ранней формы – ведийского языка, санскрит прошёл в своём развитии еще три формы: эпический санскрит, классический санскрит и буддийский и джайнский гибридный санскрит. На эпическом санскрите были созданы знаменитые эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», временем же их создания принято считать середину первого тысячелетия до нашей эры. От более поздней формы языка - классического санскрита он отличается простотой и архаичностью. Предполагается, что он широко использовался в бытовом общении. Классический же санскрит - это предельно унифицированный язык, язык, обработанный древними грамматистами, а, прежде всего знаменитым ученым Панини в его труде «Аштадхйаи» (Восьмикнижие). Нормы, зафиксированные Панини в «Аштадхйаи» в четвёртом веке до нашей эры, стали общеобязательными для использования, а штудирование и заучивание наизусть его фундаментального труда стало неотъемлемым компонентом традиционного изучения санскрита. Начиная с этого времени, изменения, характерные для обычных языков, почти полностью прекратились, и санскрит стал непрерывно развиваться, становясь все более богатым и совершенным в своих возможностях. На этом языке говорили и читали только представители высших каст, и он играл роль lingua franca для всей Индии. Классический санскрит довольно долгое время сосуществовал с различными среднеиндийскими разговорными диалектами – «пракритами», также развившимися из индоарийского языка, но, в отличие от классического санскрита, не подвергшихся столь тщательной обработке. Пракриты гораздо проще санскрита и по фонетической структуре, и по грамматике. К наиболее значимым пракритам относятся такие языки, как пали (язык буддистского Канона в форме, существующей на острове Шри-Ланка), магадхи (официальный язык государства Маурьев), шаурасени (был распространен в западной части современного индийского штата Уттар-Прадеш) и махараштри (был распространен в северо-западных областях Декана). Именно в это время санскрит стал именоваться собственно санскритом. Классический санскрит - это язык большинства памятников санскритоязычной литературы, созданных после четвёртого века нашей эры. Помимо всего прочего, выделяют также буддийский гибридный санскрит, возникший в результате санскритизации так называемых среднеиндийских языков - пали и пракритов, на которых проповедовали свои учения буддисты и джайны. Буддийский гибридный санскрит использовался исключительно для записи религиозных текстов. Санскритоязычная литература (включая все памятники на ведийском, эпическом, классическо