• SHIVALOKA

САРПАРАДЖ ВАСУКИ

По материалам

«Puranic Encyclopaedia», 1975;

Перевод с английского: «Шивалока»

English original (pp. 838-839, 348, 129, 793)


Рождение и проклятие

Ураги и наги (змеи) родились у Праджапати Кашьяпы от его жены Кадру. Васуки, старший сын Кадру, провёл детство со своими родителями.


Статуи Винаты и Кадру в храме Васуки-наги, Кашмир.

Вината и Кадру заключили пари о цвете хвоста Уччхаишраваса, коня, полученного при взбалтывании Молочного Океана. Чтобы выиграть пари, Кадру попросила своих сыновей повиснуть на хвосте Уччхаишраваса, как будто чёрные волосы. Но правдивый Васуки был не готов это сделать. Кадру прокляла Васуки и других, кто был на его стороне. С того дня и впредь Васуки и те, кто был проклят, разлучились со своей матерью и сформировали свою группу змеев.

Махабхарата», «Ади-Парва», гл. 37 и 48)

Длина Васуки

Дэвы и асуры решили получить амриту (амброзию, небесный нектар бессмертия), взбивая океан молока. Дэвы отправились, чтобы принести гору Мандара, дабы использовать её как мутовку, но попытка их была тщетной. Попытка асуров закончилась так же. Попытка, предпринятая бхутаганами (служителями) Шивы, также не увенчалась успехом. По распоряжению Вишну Гаруда отправился и принёс гору столь же легко, как орёл уносит лягушку. Теперь следовало доставить Васуки. Дэвы и гандхарвы потерпели неудачу и в этой попытке. Гаруда, который был горд своей силой и скоростью, направился в город нагов (змеев) и попросил Васуки прибыть к Молочному Океану. Васуки ответил, что, если дело настолько безотлагательно, то он не возражает против того, чтобы его доставили к тому месту. Гаруда взял среднюю часть тела Васуки в свой клюв, взлетел, поднимаясь всё выше и выше, и скрылся за горизонтом. Тем не менее, нижняя половина тела Васуки так и продолжала лежать на земле. Тогда он взял Васуки в клюв, сложив его вдвое, но, несмотря на это, результат был таким же. Гаруда осознал невозможность нести Васуки и вернулся пристыжённым и разочарованным. Вишну упрекнул его за самонадеянность. После этого Шива протянул Свою руку к Патале. Васуки стал маленьким браслетом на этой руке. Так Васуки был доставлен на берег Молочного Океана.

Камба-Рамаяна», «Юддха-Кханда»)


Пахтание Океана дэвами и асурами.

Джараткару

Джараткару был отшельником, рождённым в династии браминов, известной как Яявары. Он был единственным потомком Яяваров. («Махабхарата», «Ади-Парва», гл. 13). Значение имени Джараткару объясняется в «Бхасабхарате» («Ади-Парва», гл. 40) следующим образом: «джара - это истощение (износ, увядание, старение, трата - прим. пер.), кару = даруна (внушающий страх, страшный). Вскоре его тело стало большим и страшным, и он посредством аскезы заставил его стать худым и изношенным. Поэтому он получил имя Джараткару».


Спокойный и воздержанный Джараткару долгое время не был женат. В один из дней он случайно встретился со своими предками. Они держались за траву и собирались упасть в ад, а крыса подтачивала корень травы, который был их единственным спасением. Если бы корень порвался, все они в тот же миг провалились бы в глубокую пропасть ада. Именно в этот момент Джараткару и повстречал своих предков. В тот момент, когда они увидели его, они сказали: «Видишь, Джараткару, мы - твои предки. Мы должны обрести небеса, жизнь, удовлетворённость и счастье благодаря добрым делам твоего сына. Поэтому иди и женись скорее».


Сначала ему не нравились разговоры о браке. Тем не менее, чтобы обеспечить небеса для своих предков, он согласился жениться. Но он поставил условие, что имя невесты также должно быть Джараткару, и она должна быть дана ему как милостыня. Сказав эти слова, он пошёл в лес.


Слуха Васуки, царя нагов, достигла новость о том, что отшельник Джараткару бродит по лесам, крича, что кто-нибудь должен дать ему в качестве милостыни девицу по имени Джараткару. У Васуки была сестра, имя которой было Джараткару. Васуки решил отдать её отшельнику Джараткару. Её нарядили в дорогую одежду и украшения и привели к отшельнику Джараткару. Джараткару сказал Васуки: «Слушай моё условие: я не буду заботиться о ней, если она вызовет моё недовольство. Если она это сделает, я немедленно отошлю её».


На том условии, что, если она сделает что-то ему неприятное, то он сразу же бросит её, отшельник Джараткару женился на Джараткару, сестре Васуки.


(«Деви-Бхагавата», «Сканда» 2;

«Махабхарата», «Ади-Парва», гл. 13 и 47)


Мудрец Джараткару покидает жену.

Джараткару жила в хижине со своим мужем, заботясь о нём с любовью и преданностью. Однажды отшельник спал, положив голову на колени своей жены. Хотя это был закат, отшельник спал. Настало время его вечернего поклонения, но если он пробудится, он разозлится. Жена была в трудной ситуации. Как бы там ни было, она разбудила своего мужа. Отшельник встал исполненный гнева и закричал: «Ты нарушила мой сон! Ты негодная женщина и ты надоела мне. Поэтому с сегодняшнего дня ты не моя жена. Я ухожу».


Она со слезами умоляла его о прощении. Но, не обращая никакого внимания на мольбы своей беременной жены, он оставил её. Беспомощная Джараткару родила сына по имени Астика, который позже остановил знаменитое жертвоприношение сарпа-сатра, предназначенное для убиения змей.

(«Махабхарата», «Ади-Парва», гл. 47)

Васуки и Бхимасена

Бхима на Нагалоке.

Кауравы и Пандавы провели своё детство в Хастинапуре. Дроначарья учил их сражаться и владеть оружием. Кауравы и Пандавы часто были заняты детскими играми. Во всех таких играх Бхима обижал и побеждал Кауравов, из чего проистекала их бесконечная к нему ненависть. Однажды они дали Бхиме яд, от чего тот упал без сознания, а затем бросили его в глубины Ганги. Погружаясь все глубже и глубже в воды, Бхима, наконец, достиг Нагалоки, где наги (змеи) укусили его. Это нейтрализовало действие яда в его теле. Там он познакомился с нагой по имени Арьяка, который представил его царю нагов Васуки. Васуки подарил Бхиме много разных богатств и драгоценных камней. Но какая была Бхиме польза от всех этих богатств? Тогда Васуки согласился дать ему божественный напиток, который дал бы употребившему его силу тысячи слонов и сделал бы его невосприимчивым к любым видам ядов. Бхима залпом выпил восемь чашек этого божественного напитка и стал таким образом невероятно сильным. Но ему пришлось ждать в Нагалоке восемь дней, чтобы напиток мог до конца усвоиться. На девятый день наги проводили его со всей пышностью и великолепием. Бхима вернулся к своей матери и братьям, которые были очень обеспокоены его отсутствием, и утешил их. Впоследствии этот дар Васуки неоднократно помогал и спасал жизнь Бхимасене и другим Пандавам.

(«Махабхарата», «Ади-Парва», гл. 136)

Гора Трикута

С четырёх сторон Махамеру расположены двадцать гор, включая Трикуту. Пураны говорят, что город Ланка, обитель Раваны, был на вершине Трикуты. Махамеру находится на севере Бхараты (Индии - прим. пер.), Ланка - к югу от Бхараты. Как же тогда такое возможно, чтобы Ланка была на вершине Трикуты?


Васуки vs Ваю.

Существует история, объясняющая это противоречие. Однажды между Васуки и Бхагаваном Ваю произошла ссора, и они решили выяснить, кто из них двоих был более могуч. Васуки подполз и обвил Махамеру так плотно, что даже Ваю (воздух) не мог проникнуть к ней. Ваю разозлился и создал циклон, сотрясший весь мир. Даже Махамеру начала пошатываться, но Васуки невозмутимо лежал. Циклон начал набирать ещё большую силу. Дэвы были напуганы и отправились к Махавишну в сопровождении Шивы и Брахмы. Выслушав их историю, Вишну призвал Васуки и Вайю к себе и приказал им прекратить ссору. Затем Васуки размотал часть своих витков, что были вокруг Трикуты. Туда тут же ворвался Ваю, и, оторвав Трикуту от остальных частей, унёс её прочь и уронил в южное море. Она упала к югу от южной оконечности Бхараты. Ланка - это город, построенный на ней знаменитым архитектором Вишвакарманом.

Змей Шивы

Барельефное изображение Васуки рядом с шивалингамом.

Согласно «Шива-Пуране», после гибели Сати (первой жены Господа Шивы), Шива, будучи поглощён горем и скорбью, перестал исполнять Свои обязанности Разрушителя. Поэтому Вишну решил встретиться с Ним в битве, чтобы вернуть Его к прежнему состоянию. Помимо этого он также приказал Гаруде убить всех змей на земле.


Гаруда приступил к выполнению приказа своего повелителя и стал истреблять змей. Нагарадж Васуки отправился на Кайласу с тем, чтобы искать помощи Господа Шивы и просить Его о защите. Но Гаруда обнаружил его и напал. Завязалась битва, в которой Гаруда благодаря полученному им от Брахмы благословению легко одолел Васуки, ранил его и собирался убить. Васуки воззвал к Шиве, и Тот появился на месте сражения. Господь Шива приказал Гаруде убираться прочь, но тот ответил, что не может этого сделать, поскольку выполняет приказ Господа Вишну. Тогда Шива рассвирепел и атаковал Гаруду, намереваясь его убить. Гаруда взмолился Вишну, и тот тоже появился в том месте. Шива потребовал прекратить истребление змей, грозя в противном случае убить Гаруду, на что Вишну ответил, что для этого Шиве сначала придётся победить его, Вишну; и бросил вызов Господу Шиве. Между ними началась битва, во время которой Вишну открыл Шиве истинный смысл происходящего. Тогда Шива примирился с Вишну и благословил Гаруду и Васуки. Васуки был сильно ранен Гарудой, и Шива, впечатлённый его мудростью, отвагой и преданностью, сделал его украшением на собственной шее. С тех пор Шиву стали называть Нагендра-хара (носящий царя нагов) и Нага-бхушана (украшенный змеем).

Прочие детали:

Жертвоприношение змей (сарпа-сатра) царя Джанамеджайи.
  • Васуки - змей Господа Шивы и в одной из своих форм всегда пребывает на Его шее.

  • Наги помазали Васуки как своего царя. («Махабхарата», «Ади-Парва», «Дакшинатйапатха», гл. 36).

  • Когда Васуки увидел змеев, рождённых в его семье, падавших в жертвенный огонь Джанамеджайи и умиравших в больших количествах, он послал своего племянника Астику, чтобы найти способ спасти погибающих нагов. («Махабхарата», «Ади-Парва», гл. 53 : 20).

  • Васуки участвовал в праздновании рождения Арджуны. («Махабхарата», «Ади-Парва», гл. 122 : 71).

  • Васуки пребывает во дворце Варуны, поклоняясь ему. («Махабхарата», «Сабха-Парва», гл. 9 : 8).

  • Арджуна однажды соблазнил сестру Васуки. («Махабхарата», «Вирата-Парва», гл. 2 : 14).

  • В момент сожжения Трипуры (трипура-дахана) Васуки играл роль тетивы лука Шивы и оси Его колесницы. («Махабхарата», «Карна-Парва», гл. 34 : 22).

  • Васуки был доброжелателем Арджуны во время битвы между Арджуной и Карной. («Махабхарата», «Карна-Парва», гл. 87 : 43).

  • Дэвы помазали Васуки как царя нагов. («Махабхарата», «Шалья-Парва», гл. 37 : 30).

  • Васуки дал Субрахманье двух последователей по имени Джая и Махаджая. («Махабхарата», «Шалья-Парва», гл. 45 : 52).

  • Васуки - один из семи нагов, которые поддерживают землю. («Махабхарата», «Анушасана-Парва», гл. 150 : 41).

  • Когда Бала-бхадрарама после своей смерти отправился в Паталу, Васуки прибыл туда, чтобы принять его. («Махабхарата», «Маусала-Парва», гл. 34 : 22).

  • Такие слова, как Нагарат, Нагараджа, Нагендра, Паннага, Паннагарат, Сарпараджа и т. д., Используются в «Махабхарате» как синонимы (эпитеты - прим. пер.) Васуки.

  • В Праяге на берегах Ганги расположено священное место омовения Васуки-тиртха, иначе известное как Бхогавати-тиртха. В «Махабхарате» («Вана-Парва», гл. 85 : 86) говорится, что путём принятия омовения в этой священной тиртхе человек может достичь плодов совершения ашвамедха-ягьи (жертвоприношения коня).

Мантры Васуки:


1. Васуки-мула-мантра:


ॐ वासुकये नमः


oṃ vāsukaye namaḥ


Ом. Почтение Васуки.


Это основная (корневая) мантра Васуки. Она читается для выражения почтения ему и для обретения его благословений, особенно во время праздника нага-панчами. Также используется в некоторых вариантах Шива-пуджи.


2. Васуки-гаятри-мантра:


ॐ सर्पराजाय विद्महे । पद्महस्ताय धीमहि । तन्नो वासुकि प्रचोदयात् ॥


oṃ sarparājāya vidmahe | padmahastāya dhīmahi | tanno vāsuki pracodayāt


Ом. Царя змеев да постигнем! Медитируем на лотосорукого! Да направит нас Васуки!

Прослушать:


Просмотров: 31

© Powered by «Shivaloka»

  • Vkontakte - серый круг
  • Twitter
  • RSS - серый круг
  • Beatport - серый круг
  • =TV=
  • Instagram
  • Facebook - серый круг

индуизм, шиваизм, журнал