॥ ॐ नमः शिवाय ॥

  • SHIVALOKA.

ТЁМНЫЕ ВРЕМЕНА СЕКУЛЯРИЗМА: ИНДУИСТСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И КОЛОНИАЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ В ИНДИИ

Jacob De Roover

S. N. Balagangadhara

Перевод: shivaloka.info, 2018


 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I

II

III

IV

V

VI

VII

Сноски


 

Связь между религией и политикой остаётся одним из важнейших вопросов нашего времени. Дискуссии в этой сфере приводят к выделению двух абсолютно противоположных точек зрения: религиозный фундаментализм и либеральный секуляризм. С либеральной точки зрения светское государство и его принципы нейтралитета и толерантности являются антидотами против религиозного национализма и фанатизма. Однако недавно эта точка зрения была поставлена под сомнение. Несколько авторов пишут о том, что фундаментализм и секуляризм соприкасаются в некоторых важных точках.¹


Индия является прекрасным примером, подтверждающим это. В 1980-х годах Ашис Нанди и Т.Н. Мадан предложили причинно-следственную связь между элитарным и этатическим навязыванием секуляризма, с одной стороны, и ростом индуистских правых партий и их агрессии в отношении мусульманских и христианских меньшинств, с другой стороны. Но эта так называемая взаимосвязь между секуляризмом и фундаментализмом (или «коммунализмом», как его часто называют в Индии) так и не была адекватно разъяснена. Её достоверность зависит в значительной степени от двух факторов: светская позиция государства является причиной религиозных распрей в индийском обществе, а маргинализация религии неизбежно вызывает отрицательную реакцию.²


Не было предоставлено ни теоретических, ни концептуальных приемлемых доказательств того, что секуляризм и фундаментализм - это две стороны одной медали. Накал индуистско-мусульманского конфликта в Индии мог быть вызван и другими причинами, не связанными с механизмами либерального светского государства. Причиной могла послужить и неспособность индийского государства оставаться действительно светским и нейтральным.³ Однако вопрос этот слишком важен, чтобы оставить его без рассмотрения. Если кто-то сможет доказать, что именно секуляризм привёл к росту правых партий в Индии, тогда наше понимание взаимосвязи между секуляризмом и фундаментализмом придётся пересмотреть. Возможно найти несколько доказательств. Например, утверждалось, что индуистский национализм перенял некоторые взгляды либерального колониального государства, а именно восприятие индуистской традиции как одной единой религии, а индийской истории - как борьбы между индуизмом и исламом. Вопрос заключается в следующем: какова историческая связь между светским государством и религиозным фундаментализмом в Индии?