॥ ॐ नमः शिवाय ॥

  • SHIVALOKA.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ВОСТОК: СОЗДАНИЕ "ТАНТРИЗМА" КАК КАТЕГОРИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОРИЕТАЛИСТОВ


Hugh B. Urban, «Religion», 1999;

Перевод с англ.: shivaloka.info, 2019


 

english original:


 

Хотя в настоящее время категория «тантризм» считается базовой частью лексикона историков религий, это исключительно абстрактное и чётко определённое понятие в значительной степени является результатом колониального и востоковедческого дискурса XIX века. Более того, эта категория очень быстро была определена как наиболее экстремальная форма той тенденции к страсти, распущенности и моральной развращённости, которая, как считается, характеризует «индийское мышление». Действительно, можно сказать, что тантризм стал олицетворением «Экстремального Востока», наиболее отличающегося и диаметрально противоположного рациональному и прогрессивному менталитету Запада. В данной работе прослеживается происхождение категории «тантризм» в британском колониальном представлении: как она создавалась в востоковедческой науке, административных текстах и популярных викторианских романах. Как мы увидим, дискурс о тантризме и его сексуальной вольности был частью более широкого дискурса о сексуальности, который, как показали Мишель Фуко и другие, пронизывал британскую культуру конца XIX - начала ХХ вв. Наконец, в этой статье будут показаны способы, с помощью которых тантры защищались, рационализировались и «дезинфицировались» некоторыми наиболее благосклонно настроенными к ним учёными ХХ века, прежде всего Джоном Вудроффом. Во многом благодаря диалектической напряжённости между этими двумя крайностями - викторианским отвращением к тантрической распущенности и защитой и дезодорированием тантрической философии Вудроффом - эта категория была унаследована современными историками религий.


Сегодня категория «тантризм» стала общепринятой частью лексикона историков религий, широко используемой в равной степени как индийскими, так и западными учёными. Тем не менее, этот термин, как и большинство других терминов, которые мы используем при изучении индийских религий (например, индуизма), в значительной степени является творением современной западной мысли, составной конструкцией из определённых индийских текстов, европейского востоковедения и народного западного воображения. И она, по выражению Герберта Гюнтера, и по сей день остаётся «одним из самых смутных и неправильных представлений, которые развил западный ум» ¹.


В том виде, в каком оно используется сегодня, понятие «тантризм» относится к чрезвычайно разнообразному корпусу текстов, традиций и практик, которые распространялись по всем индуистским, джайнским и буддийским общинам Южной Азии, по меньшей мере, с V или VI века. Однако, как отмечает Андре Паду, абстрактная категория «тантризм» сама по себе была сформирована только в девятнадцатом веке, будучи выведенной из санскритского слова тантра. Полученное, вероятно, из корня «tan» (ткать, плести или растягивать), слово тантра чаще всего относится к типу текста, хотя тот может содержать или не содержать материалы, которые мы могли бы сегодня охарактеризовать как «тантрические». Однако случилось так, что именно в таких текстах европейские учёные впервые обнаружили некоторые верования и практики, которые мы сегодня идентифицируем как тантрические, в частности, практики, которые считались не только эксцентричными, но и омерзительными, сексуально распущенными и отвратительными с точки зрения морали.²


Тем не менее, к концу девятнадцатого века категория тантризма стала ключевой частью более обширного востоковедческого проекта изображения Индии в целом. Тогда, когда западные учёные начали создавать абстрактное понятие, называемое «индуизмом», они также начали представлять себе «тантризм» как одну из его основных, хотя и наименее достойных восхищения составляющих. Так он стал ключевой частью того, что Бернард Кон назвал завоеванием знаний, то есть детального изучения и классификации индийского общества и религии, которые составляли важнейшую часть колонизационного проекта. Как утверждал Рональд Инден, Индия востоковедческой науки была постепенно создаваема как квинтэссенция «отличающегося» от Запада. Задуманна